Новости

Трагедия Тростенца — боль всей Европы. Правда войны не терпит забвения

18 марта 2016 года  на территории бывшего лагеря смерти «Тростенец» — ныне мемориального комплекса, увенчанного скульптурной композицией «Врата памяти» работы Константина Костюченко, прошло поминовение памяти всех погибших здесь узников. В этот день капсула с землей и пеплом из лагеря смерти «Тростенец» была заложена в крипте Храма-памятника в честь Всех святых в Минске. Церемония приурочена к международной акции памяти жертв лагеря смерти «Тростенец».

К взметнувшейся в поднебесье статуе с изображением изможденных узников ведет Дорога памяти — аллея с памятными знаками о местах уничтожения людей в Беларуси в годы нацистской оккупации. Мемориал «Тростенец» по сути является одним из символов трагедии времен войны, когда захватчики уничтожали ни в чем неповинных людей. тростинец 18 марта 2016 гТростенец — это крупнейшее на территории Беларуси место массового уничтожения людей в годы немецко-фашистской оккупации. По количеству жертв он занимает четвертое место после таких печально известных нацистских лагерей смерти в Европе, как Освенцим, Майданек и Треблинка.

В Тростенце погибли советские военнопленные, евреи Беларуси и западноевропейских государств, подпольщики и партизаны, жители Минска, арестованные в качестве заложников.

Название «Тростенец» объединяет несколько мест массового уничтожения людей: урочище Благовщина — место массовых расстрелов; собственно лагерь — рядом с деревней Малый Тростенец в десяти километрах от Минска по Могилевскому шоссе; урочище Шашковка — место массового сожжения людей.

Поражает своими масштабами антисемитская политика нацистской Германии. Согласно плана агрессора, предстояло уничтожить 11 миллионов евреев Европы: создание гетто для концентрации и изоляции людей и последующей их депортации в лагеря уничтожения. Ими должны были стать и стали: Освенцим, Треблинка, Майданек… Самым восточным пунктом в этой цепи стал Малый Тростенец.

Вот лишь некоторые эпизоды фашистских злодеяний, представленные военным историком Владимиром Семененей:

«Первый эшелон прибыл из Германии из города Гамбурга 10 ноября 1941 года. В нем были доставлены 990 человек. Большинство из них сразу же были уничтожены в Благовщине, оставшиеся размещены в Минском гетто, где с лета 1941 года находилось около 80 тысяч местных евреев. До конца ноября 1941 года прибыло еще шесть эшелонов из Германии, Чехословакии и Австрии. Весной 1942 года депортация евреев из Западной Европы возобновилась. По некоторым данным, еще 16 эшелонов примерно по тысяче человек в каждом прибыло в Минск до наступления зимы».

«В эшелонах или на машинах сюда привозили мирных граждан, разгружали, переписывали ценные вещи, выдавали копии квитанций. До последнего момента поддерживалась видимость переселения массы людей на новое место жительства и работы. С дорожно–строительного участка людей перевозили в Благовщину на автомашинах черного цвета с плотно закрытым кузовом. Расстреливали у заранее приготовленных длинных рвов, трупы закапывали и утрамбовывали гусеничным трактором».

«В конце июня 1944 года, за несколько дней до освобождения Минска Красной Армией, на территории лагеря в бывшем колхозном сарае были расстреляны, затем сожжены 6,5 тысячи заключенных, привезенных из тюрьмы на улице Володарского и лагеря на улице Широкой. Спаслись только двое — Степанида Савинская и Николай Валаханович».

 По мнению историков, полностью все, что происходило в  «Тростенце» до конца не изучено. Еще очень многое предстоит открыть: в архивах, во время раскопок, которые здесь проводили ученые из Института истории Национальной академии наук и будут их еще продолжать. Гитлеровцы всячески старались скрыть следы своих злодеяний.

Поисковые работы на территории лагеря Малый Тростенец (лето 1944 г.).

Штабель с бревнами и останками людей около колхозного амбара лагеря Малый Тростенец.
Июль 1944 г.
 Тростинец 18 марта 2016 г
«Тростенец — место поклонения людей, которым дорог мир»
Выступая на церемонии открытия  митинга заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Игорь Бузовский сказал о том, что мы обязаны сохранить и передать потомкам память о жертвах Второй мировой войны, страшные события которой никогда не должны повториться. Именно поэтому в Тростенце создается мемориал памяти, выделены государством средства на его строительство. Желание внести свой вклад в увековечивание памяти жертв фашизма выразила и международная общественность. Это непросто посыл дружбы, это  искреннее желание людей, которые пытаются сохранить память о тех страшных годах.
Мемориал должен стать историческим объектом, раскрывающим античеловеческую сущность нацисткой политики в отношении мирного населения Европы. Это будет дань памяти тем поколениям, на которые обрушились все тягостные испытания ХХ века. Место поклонения всех людей, которым дорога память и важен мир.
«Тростенец как место культуры памяти»
Посол Федеративной Республики Германия в Республике Беларусь Петер Деттмар рассказал о значимости этого события для немецкой стороны:
 —В результате развязанной Германией уничтожительной войны и  национал-социалистского расового безумия почти вся Европа к концу войны лежала в развалинах. И не только в материальном понимании. Еще сильнее, чем руины европейских городов и сел болью отзывались неизмеримые душевные и духовные раны. Лагерь смерти «Тростенец» олицетворяет германские преступления, совершенные в Беларуси. Здесь во время германской оккупации  жертвами расового  безумия стали мирные гражданские жители, белорусские партизаны, советские военнопленные. Более 22 тысяч человек иудейского вероисповедания из Берлина, Бремена, Дюссельдорфа, Франкфурта-на-Майне, Кёльна и Гамбурга были депортированы в Минск и Тростенец.
После массовых убийств в Тростенце преступники пытались уничтожить следы своих преступлений. Память об убитых должна была на всегда исчезнуть. Поэтому  тем важнее для нас противодействовать забвению и хранить  память. Это наш долг перед жертвами войны, террора и тирании.  Это в особой степени касается «Тростенца», так как это место в отличие от других мест массового уничтожения людей до сих пор недостаточно укоренилось в европейской памяти как место геноцида. Разве не понятно желание забыть, дать ранам зарубцеваться и оставить  убитых в покое. Действительно, сегодня грозит забвение, потому что свидетели того времени уходят из жизни и остается все меньше тех, кто может лично рассказать о пережитой трагедии. История блекнет быстро, если она не была частью собственного переживания. Поэтому так важно строить будущее не забывая о прошлом. Мы не хотим компилировать ужас, мы хотим извлечь уроки, которые будут ориентирами и для будущих поколений. Поэтому нам нужны такие места как «Тростенец» в европейском понимании, как место поминовения и памяти, как место культуры памяти.
Протоирей Федор Повный: «Нам нужны знаки, особые метки памяти»
Плачет сердце наше вспоминая трагедию «Тростенца». Картины страшного мира без Бога, когда злоба дошла до крайнего своего состояния. Она воплотилась здесь в сотнях тысяч неповинных смертей. Человек убивал человека. Один возомнил себя достойным жизни, а другого обозвал «недочеловеком». Он убивал  не дрогнув душой, и шел слушать музыку или играться с котенком. Он был был послушным сыном своего народа, таким послушным,что забыл о том, что он человек со свободной волей. Он опомнился, но миллионы жертв угнетали совесть и он не знал, что делать, чтобы не испытывать муки ада.
Уроки истории мы изучали, но как нам понять тех, кто истощенный голодом и изнеможденный трудом ждал смерти даже не каждый день, и даже не каждый час, а каждую минуту? Как нам понять тех, кто вместе со своими детьми шел на расстрел и заживо сгорал в сарае? Что творилось в их душах? Что они говорили своим детям? Как нам понять тех, кто исполняя долг сам шел на смерть по своей воле? Наш дух и ум молчит. У нас даже нет достаточно воображения, чтобы представить этот ужас, происходивший некогда здесь. Но у нас есть молитва и благодарность. А еще у нас есть память. Эта нить, которая связывает людей живших тогда и живущих ныне. Она связывает во единый народ. И еще нам нужны знаки, особые метки памяти, по которым двигаясь в глубины истории мы и наши дети будем восходить к жизни не страшась расчеловечиться. Сегодня мы ставим такую метку для потомков: капсулы с землей, впитавшей пепел тростенецкой машины смерти, и три дерева — символ жажды жизни и стойкости духа. Уходя корнями в историю и питаясь лучами божественной благодати и любви мы будем жить в мире.
***
Во время закладки капсулы с землей и пеплом из лагеря смерти «Тростенец» в крипте Храма-памятника в честь Всех святых в Минске молитвы прочитали Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Филарет, Митрополит Минско-Могилевской архиепархии Римско-католической церкви архиепископ Тадеуш Кондрусевич, председатель Иудейского религиозного объединения в Беларуси Григорий Хайтович, председатель Мусульманского религиозного объединения в Беларуси Муфтий Абу-Бекир Шабанович, пастор Евангелической церкви Германии Манфред Цабель. Тростинец 18 марта 2016 г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.